Программы обучения

Программы разработанные мной для трех категорий учащихся, как наиболее эффективные и качественные. Исходя из уже достаточного опыта преподавания живописи и рисунка, я сумел за весь период своей деятельности собрать и сложить свою систему обучения, основанную на методике старой академической школы


  • программы обучения для детей от 5 до 14 лет
  • программа обучения для взрослых
  • программа обучения для поступающих в ВУЗы
  • Программы для детей от 5 до 14 лет

    Я разбил обучающие программы по наиболее характерным периодам формирования творческих способностей у детей. Между программами для всех категорий есть преемственность, поэтому в случае если обучаемый, скажем, не знаком с теми навыками, которые он по идее должен был овладеть в более раннем возрасте, тогда мы проходим программу предыдущего уровня в более легком и быстром варианте. А уж затем приступаем к следующей ступеньке.

    От 5 лет.

    Программа рассчитана на 2 года. 

Известно, что все дети имеют потребность рисовать. В этот период у малышей идет активное познание окружающего мира, более осознанное чем до наступления пятилетнего рубежа. Но это познание еще не продиктовано требованиями жизни. Поэтому дети видят окружающую среду в незамутненном лишней мишурой ракурсе. В этом познании важно дать ребенку максимально себя выражать, но в рамках минимальных технических требований. То есть в данном возрасте необходимо закладывать первоначальные понятия композиции, цвета и гармонии в мягкой форме. Так, как я считаю, что дети сами способны обучать взрослых более чистому видению окружающей жизни.Обучение на данном этапе ведется в легкой игривой форме. Никаких строгих требований и конкретных планов на занятие. Задача увлечь ребенка, и дать ему понять, что у него безграничная свобода в творчестве. Поэтому в этой программе нет привязок ко времени изучения той или иной части программы. Все части скомбинированы между собой и реализуются в совместном  порядке.

    Программа рассчитана на 24 месяца. По 2 часа в неделю. 1 занятие длится 1 час. 

    Материалы: Акварель, акварельная бумага, гуашь, грифельные карандаши разной степени твердости, кисти белка №3,6,9., кисти щетина №5,7,9


    • Первоначальные навыки. Умение держать кисть, рисовать линией, класть мазок.

    • Формирование правильного ориентирования. Практичное мышление при выборе размера листа в соответствии с нужной задачей. Самостоятельный выбор формата листа, горизонтального или вертикального.

    • Основы поиска цвета. Цветовые смеси. Правильные соотношения при смешивании.

    • Развитие мышления пятнами. Понятие композиции. Первоначальные поиски композиции.

    • Свойства цветов, понятие групп холодной и теплой. Умение применять это знание.

    • Образное мышление. Представление о предмете в образном понимании (добрый-злой)

    • Развитие воображения. Рисование по представлению и по памяти.



      От 7 лет.

      Программа рассчитана на 3 года

    На данном этапе у детей формируется уже более осознанное отношение к рисованию. Они как правило рисуют то, что им хочется. Они отдают предпочтение темам, которые их привлекают. Задача в этом случае использовать эти предпочтения, чтобы открыть им их возможности, о которых они даже не подозревают. Что позволит им по новому взглянуть на рисование. В таком возрасте происходит переход от мышления ребенка к мышлению подростка. И в таком возрасте дети обычно прекращают рисовать. Либо формируют свое дальнейшее желание к рисованию, и скорее всего выбирают впоследствии творческие профессии. Поэтому рассматриваемый этап так важен.
      Программа рассчитана на 36 месяцев. По 2 часа в неделю. 1 занятие длится 1 час. 

      Материалы: Акварель, акварельная бумага, грифельные карандаши разной степени твердости, кисти белка №3,6,9.


      1-вый год работы по программе.

      • Технические навыки. Упражнения на свободное владение линией и простыми геометрическими формами.

      • Объемное мышление. Прививание привычки смотреть на предметы как на сумму цвета и тени.

      • Перспектива. Самые начальные понятия перспективы. Формирование восприятия изображаемого через планы передний, средний и дальний.

      • Основы цветоделения. Понятие происхождения любого цвета. Свойства цветов.

      • Построение композиции. Простейшие композиции со смысловым центром и акцентом.

      • Линия горизонта. Рисование с натуры и умение пользоваться линией горизонта для нахождения предметов на плоскости.

      2-й год работы по программе.

      • Передача освещения. Работа над правильной передачей освещения в натюрморте.

      • Первоначальные понятия тона. Задания на тональный анализ.

      • Линия и тон. Основные понятия сочетания этих инструментов. 

      • Переход к линейному рисованию. Владение линией, понятие "живой линии"

3-тий год работы по программе.

  • Тон в живописи. Тональная живопись. Гризайль.

  • Иллюстрации. Задания на развитие образного мышления.

  • Основы портрета. Основные понятия изображения человека. 

  • Тональный рисунок. Рисование с натуры карандашом. Изучение штриховки и поэтапного наложения тона.


      От 10 лет.

      Программа рассчитана на 4 года.

Этот возраст в формировании личности стоит особняком. После 9 лет, дети смотрят на жизнь сквозь призму требований, которые она им предъявляет. И именно в этом возрасте наиболее важно занять их время различными, полезными для развития занятиями. В противном случае эти обязанности возьмет на себя улица со всеми её "прелестями". Как преподаватель могу сказать, что на этом этапе, от 10 до 14 лет, я стараюсь нащупать у детей то, что их больше всего интересует. Если кому-то нравится рисовать машинки, то мы используем машинки, чтобы узнать те законы рисования и создания образа, которые в этом возрасте ребенок может воспринять. Никакого насилия или работы из под палки. Как правило в процессе рисования осуществляется переход от "машинок" к более классическим темам вполне безболезненно. Программа для этого возраста специфична. Мы выбираем направление художественной деятельности, это может быть скульптура, графика, живопись, анимация. И сквозь призму выбранной деятельности, изучаем программу.

 Программа рассчитана на 48 месяцев. По 2 часа в неделю. 1 занятие длится 1 час. 

Если ребенок уже знает, что хочет делать, мы занимаемся тем, что он выбрал. Это может быть:

  • Графика. Перо, ручка, грифельный карандаш или другой материал.
  • Живопись. Масло или темпера. Акварель или гуашь.
  • Скульптура. Пластилин, глина, керамика, эмаль.
  • Анимация. Придумываем истории и по ним снимаем полнометражный мультик. Для этого лепим из пластилина или вырезаем из бумаги.

В другом случае мы работаем по программе.

Работа по программе осуществляется в рамках академической методики подготовки в средней художественной школе, унаследованной у советской образовательной системы.


1-вый год обучения по программе.

  • Рисунок. Перспектива. Форма предметов в перспективе. Элементы наблюдательной перспективы. Перспектива плоских предметов и геометрических тел. Рисование с натуры. Упражнения.

  • Живопись. Теория живописной грамоты. Воздушная перспектива. Цветовые отношения и колорит. Тоновые и цветовые отношения. Живопись с натуры. Натюрморт.

    2-ой год обучения по программе.

  • Рисунок. Тоновой рисунок. Законы светотени. Пропорциональность тоновых отношений. Построение геометрических предметов. Наброски.

  • Живопись.  Цветоделение и цветообразование. Механическое и оптическое смешивание красок. Свойства цветов. Натюрморт.

    3-тий год обучения по программе.

  • Рисунок. Система рисования линией и тоном. Академические постановки. Натюрморт. Пейзаж.

  • Живопись. Работа по системе живописных приемов и законов изображения. Станковый натюрморт. Пейзаж с натуры.

  • 4-тый год обучения по программе.

    • Рисунок. Сложные академические постановки. Портрет. Фигура человека. Тематическая композиция.

    • Живопись. Портрет. Фигура человека. Тематическая композиция

    • Композиция. Творческие основы изображения. Поиск образа в картине.

    • История искусств.  Искусство от древности до наших дней.